( в редакции от 18.4.2022 г.) " О г и п н о з е ".
Это метод. Воздействия на психику человека, на его психологию. И как бы не очень технически замысловатый. Одна сторона внушает разумное, здоровое, желанное. Другая ему внемлет и - пробуждается преображённой. Думалось мне. В те времена прекрасного и милого энтузиазма я полагал , что главное - это оказаться умным психологом . Оказалось - встретить добродушного пациента . Я даже веровал , что чистая психотерапия - это замена всего и вся патологического на перорально - вербальное сю - сю - сю , а не обеспечение его мыслительным , осознаваемостью , что она - изумительный тип - топ " от сих до сих " и не имеет несанкционированного права идти не так , как задумано думающими , казалось бы , участниками .
И я решаюсь встать на эту стезю. Кто не начинал гипнотизёром - мечтателем, тот не был психологически легкомысленным. Им побывал и я.
Но по прошествии стадии неискушённого энтузиазма в психотерапии начали докучать , хоть и уместные , вопросы. Что внушать ? Почему так низок КПД ? Почему возникает сопротивление на, казалось бы, безобиднейшие , безопасные формулы гипнотического внушения , заказанного самим клиентом ? Внушаю женщине тепло и расслабление. Чему тут сопротивляться ? Вполне непротиворечивые комфортные телесные состояния . Должны восприниматься как счастье в душу ! Ан нет . И инстинкты , казалось бы , не против . Но чему - то не угодили мои теоритические тепло и расслабление. Формула в психику не проходит. Вникаем в препятствия. На внешнее внушаемое слово - символ психически благотворного состояния и сопротивление на него должно бы быть представлено в виде слова- символа какого - то психического состояния или мыслеформой какого - то социального , т.е. психологического , состояния , чувства. Размышляем над этим психологическим кроссвордом , ищем эту мысль - оплот сопротивления. Долго ли коротко ли , всплывает подходящая разгадка : расслабленность в психику женщины "не пропускает" её же собственный внутренний императив : " Маша, не расслабляться : ты ещё не замужем ! " Т.е. женщина подсознательно устремлена туда , в ту сферу человеческих отношений , где человека трясёт, где в идеале и должно - обязано трясти , особенно мужчину ....... Я сначала отступаюсь : не хочется вставать у личного счастья на пути. Но , замуж - так замуж . Как вариант гипнотической формулы предлагаю раскрепощённость . И вновь не проходная формула. Терпение моё (у энтузиастов - быстро ) истощается . Опять поиски внутреннего подсознательного личностного эмоционально окрашенного сопротивления. Наученный, да ещё и поразмышлявший поподробнее над происходящим, я смекаю : наверное , опять сопротивление в каком - то внутреннем индивидуализированном слогане , в социально - психологической установке . И - почему же ? А психология женщины нам "отвечает ", что раскрепощённость для неё на отдалённых ассоциативных планах есть , дескать , синоним нескромности, распущенности, вульгарности, бесстыдства, низости, аморальности , греховности....
Я опускаю руки. Бывало, просто опостылевшие 20 килограмм лишнего веса не убирались гипнозом. А тут , констатирую для самого себя , уже пошли "красные флажки" какого - то социально - религиозного гипноза. Такие "флажки" так просто гипнозом не снимаются , под гипнозом не сдаются . У меня сложилось предположение , что преодолевать их индивидуальным гипнозом практически безнадёжно или феноменально трудоёмко. И надо ли ? Её практическое опробированное ею саморегулирование булочками - плюшками не столь болезненно, как возможное экстравагантное отреагирование ею гипнотически в неё вложенным. Отход от надежд на гипноз в этом случае для меня является 100% её ответственностью и 99% моё профессиональное спокойствие. Не загипнотизировать бы на что - нибудь аналогичное обескураживающе безапелляционно величественное: оно без сомнения должно быть порождено рацио ума, чтобы не оказаться опрокинутым каким - то оппонирующим ему аффектом. Это ещё то зрелище. И ещё тот психологический эксперимент: заложить гипнозом поиск некой метафизической священной субстанции без чётких недвусмысленных индивидуальных исчерпывающих критериев её опознания в физической доступной реальности. Такие критерии в принципе дефицитарны, неисчерпаемы, если не приобретают, конечно, качество менталитета. Индивидуальность может погрузить себя в тотальное поисковое беспокойство и в таком перманентном состоянии проглядеть наличествующее простое земное любимое. И кто возьмётся "разгипнотизировать" гипнотизёра от чувства изнуряющей ответственности за чей - то менталитет? Психоаналитическое лечение даже , казалось бы, чисто соматических расстройств неизбежно прикасается к внутренней культуре пациента, к культуре его межличностных, внутрисемейных отношений. А культура как раз и должна порождаться осознаваемыми взаимодействиями, а не мягенько въезжать - загружаться в неведающий о ней мозг. Индивидуальную культуру в гипнозе не трогать! Динамические психологические личностные тренинги и те способны отчасти психологически опустошать и здоровых их участников . А тут - гипноз с абсолютной ответственностью на гипнотизёре......
То , что предлагаешь людям, достойно быть сначала ими лично разбитым в пух и прах. Это побитое и предлагай им на рассмотрение как формулу гипнотической загрузки. Иначе остаётся сомнение: не посвятит ли себя пациент постгипнотический неуёмной ностальгии по себе догнипнотическому?
На первый взгляд высокая гипнабельность пациента должна бы сулить психологу и высокую психотерапевтическую эффективность метода. Но становилось тревожно и мне самому перед предстоящей мне далеко идущей глубиной профессиональной ответственностью за постгипнотическую жизнь пациента ........Может , разгадывать психоаналитические этюды проще , чем составлять сознательно адекватную и непогрешимую гипнотическую формулу ? Вспоминаю опыт З. Фрейда , отошедшего от лечения гипнозом и пришедшего к лечению многогранными тематическими разговорами с пациентами , заменяющими гипнотическую заряженность психики мифологизированной массовостью на индивидуальную осознаваемость им личностной посильной тактики и стратегии , оживляющую природную волю составляющую поведения. Задаюсь вопросом : допустимо ли в моей профессии оставлять человека с мыслью, что этика и эстетика его интимных устремлений есть продукт гипнотического внедрения , а не его личного вкуса , выбора, стремления, эволюции его ответственности за себя и своё личное ? Этак можно человека загрузить колоссальным внутриличностным конфликтом , навести на что - либо вплоть до изгнания каких - нибудь бесов из себя . Вспоминаю собачек академика Павлова , которые в лабораторных , не жизненных , условиях заболевали от такой сшибки нервных процессов даже обладая одной сигнальной системой . У человека их две . Вторая сигнальная система и создаёт человеческое в человеке . Перед ней и снимаю шляпу , оставляю ей в каждом из нас ответственность за нас и останавливаю свои упования на гипноз . Не навнедрять идей - но помочь избрать поведение на основе имеющихся и их психологической обоснованности и развитии.
Это прореживание "пунктиков" из социального гипноза уже задача для рациональной психотерапии с предельным осознаванием пациентом , для какого его личного состояния и качества, потенциала мы корректируем его психологию и до каких приемлемых для него пределов, проявлений. Задача эта в свою очередь потребует для себя психоаналитической предподготовки, интеллектуального потенциала и просвещённости, к чему , в конечном счёте, эволюционирует вся современная психологическая ( немедикаментозная ) психотерапия, а не психологическое манипулирование ; Итоговое кредо звучит , вероятно , пародоксально : помогать вам , не отвечая - минимально - отвечая за вас . Но это кредо , по моему разумению , после работы с психологом щадяще оставляет клиента самим собой по духу , в идеале же освобождая его от болезненной симптоматики . Ликование психолога - в ликовании клиента от возвращающихся к нему вкуса , возможности , способности , потребности самому отвечать за самого себя . Гипнотизация у нас проводится на русском языке . А он таков , что , произнося первое слово в гипнотической формуле , невозможно предсказать , каким поведенческим откликом оно отзовётся через 4-6 ассоциативных звеньев ассоциативного ряда у гипнотизируемого . Внуши человеку , например , " ты силён" , а потом гадай , куда он с этой формулой в подсознании пойдёт : к соседу ли по коммуналке , в фитнес - центр ли , втянет животик и , расправив плечи , подойдёт , наконец , к желанной девушке ? И ему , слову , не прикажешь : "остановись , словечко , именно здесь однозначно ты и прекрасно для нас !" И гипнотизировать приходится на основе лексики и словарного запаса клиента : например , братка с паяльником в руках "недогипнотизировать" до появления симпатии к нему британской королевы . Это можно априори допустить , если этот персонаж примется за соответствующее осознаваемое в целях и методах саморазвитие .
Возможно , что гипнотические состояния оптимальнее предоставить человеку испытывать от чего - либо величавого , величественного .
Это были размышления о попытке внушением актуализировать в психике женщины два благотворных , как кажется на первый взгляд ,психических состояния : расслабленность и раскрепощённость ( активная расслабленность, активное спокойствие ) . А каково же было психологическое сопротивление на неё ! И я его - это сопротивление - хорошо по человечески понимаю и принимаю : кто же согласится на расслабленность , на раскрепощённость , личная цена которой ассоциируется с Одиночеством . И мне , как психологу , сопротивление гипнозу в клиенте даже импонирует : я рассматриваю его как критерий наличия какого - то выраженного личностного в нём ресурса, с которым весьма поучительно встретиться уже в рациональной психотерапии, в экзистенциальной динамике личностных смысловых образований . В этом случае практики я и для себя нашёл ответ , укрепился в понимании , для чего я в этой профессии , как себя в ней сохранять гуманным, и потенциально избавил себя от кошмарного сна психолога : приходит ко мне клиент, вываливает передо мной из разбитого корыта собственную жизнь и изрекает : ты мне её под гипнозом втюхал ( напрограммировал - наНЛПишничал ) - ты и отвечай за неё ! Рационально - Договорная Терапия предсказуемее : вдумчиво разъясни мне куда ты просишься , и я поищу и предложу свои возможности идти туда . И безопаснее для меня : сам пациент определяет цели , которые он ставит перед терапией , оценивает соответствие им качества психокоррекции , достигнутые результаты и не имеет желания перекладывания абсолютной ответственности на психолога . Работа с сознанием может фактическую проблему в бессознательном клиента перевести в уже неразрушительное одно лишь воспоминание о её факте , а мечту , надежду в бессознательном может развить в факт биографии человека .
Как видим, одно лишь составление адекватной гипнотической формулы, не вступающей в конфронтацию с уже ранее заложенными социально - психологическими внушениями , или с собственными практическими умозаключениями, установками человека, вовсе не бесхитросное занятие. И требует для себя предварительной работы с сознанием пациента , чтобы составить адекватную формулу гипноза . И без убедительных гарантий, что настройка психики и психологии пациента через гипнотические внушения может превзойти по точности, адекватности и непротиворечивости уже сознательные , рациональные настройки психики, поведения . Надо признать : индивидуальный гипноз, даже ставящий задачей улучшить качество самой жизни индивидуальности, уступает мощности социально - психологических форматов гипноза (*), если те и препятствуют целям первого. ( в скобках добавлю : чем понятнее мне становился характер этой женщины , тем грустнее я смотрел на собственные возможности даже в рациональной терапии привести его в семейнопригодное качество . Это могло бы выглядеть попыткой трансформировать психологию Марфушки в психологию Настеньки из сказки " Морозко ". Бихевиористы уже пробовали такое до меня. А гипнозу в таких категориях , с такими масштабами личностной психодинамики не совладать и подавно).
Добавлю несколько соображений про русский мат в психологии . Мат в гипнозе не практиковал . Вероятно, и для перевода матершины из тяжеловесного брутального исполнения в "песню" для уха необходим не гипноз , а сознательное усилие самого "автора - исполнителя" , т.е. матершинника . В рациональной психотерапии без него , бывало, не дотянуться до глубинной психологии , если нечто в ней , выбранное как терапевтическая мишень , было сформулировано посредством эмоционального потенциала и такого рода лексики . Это , конечно , нечто, и для отчаянных специалистов : матерно - психологический феномен корректировать другим матерно - психологическим феноменом да ещё и в гипнозе !!! Какое - то предчувствие есть , что , если на русском мате сформировалась некая ментальная конструкция , её не разберёшь никакой психофармакологией, ни союзом Священного писания и Кодекса строителя коммунизма ( мат их обнуляет ) - только встречным "лесным пожаром " из аналогичного материала . Перефразирую Пушкина А.С. : " .....О, сколько междометий русских нам русский мат одушевил ! "
Несколько лет назад наблюдал свадебные процессии в необычные календарные даты. Уже по лицам нескольких брачующихся угадывалось, что в самом невинном случае и в недалёкой перспективе времени это брак будет ощущаться недоразумением. Уж не под гипнозом ли редкого сочетания цифр в календарной дате восторженно свершали молодые свой публичный ритуал ? И что им мог бы предложить камерный , индивидуальный гипноз, психолог в этот момент ?
А в работе с наркологической проблематикой и вовсе неэтично гипнозом директивно подавлять влечение к ПАВ без актуализации глубинной личностной мотивации и сознательного движения пациента сперва к простому существованию, а затем и к содержательной жизни в трезвом состоянии : он может просто погибнуть от сокрушительного рецидива. Ибо ремиссия без смысла - это долгая добровольная апатия , тоска , душевная пустота .С ними оставлять человека один на один чревато.
С тех пор практический интерес к гипнотерапии , к психологическому программированию во мне поугас . Я повернулся к методам и взглядам подальновиднее , проницательнее. Перспективнее представляется рациональная психологическая коррекция и психотерапия в диалоге. Их отличие : психологическая коррекция работает с чертами характера , со свойствами личности , его установками на жизнь , прогностически , потенциально неблагоприятными для здоровья человека и его социального поведения. В реальности это мало кого искренне интересует за пределами детско - подросткового возраста в формате психогигиены , психопрофилактики , психологического консультирования . Психотерапия же работает с теми же личными качествами, но когда они уже структурировали жизнь человека в такой клубок эмоциональных противоречий и аффективно - поведенческих конфликтов и конфронтаций , который становится истощающим для физических ресурсов организма , и в котором уже проявились или соматические ( телесные ) проблемы здоровья , или сформировалась и проявилась угроза поведения , сопряжённого с патологической характерологией.
В психологической коррекции и психотерапии не следует ожидать безмятежности сна в гипнотическом трансе. Критерий их эффективности - перемены в психологическом качестве ваших переживаний , вашего долгосрочного жизненного поведения. Пока же - и ещё какое - то время будет - доминирует фармакопсихотерапия : сейчас здесь главные клиентские заказы , ожидания , профессиональные амбиции и вершины гонораров специалистов .
(*) - см. " Социальный гипноз и индивидуальное сознание "
P.S. А я отныне кто угодно, но не автор и не источник в другом доверившемся мне человеке его осознанности и понимания гипнотического происхождения в нём и самой счастливой его семейственности.
© 2011. Психолог Дёмкин О.Н.. Все права защищены.